В 1930 году в США приняли Кодекс Гейза – свод этических правил, который контролировал нравственность в кино. Кодекс запрещал раскрывать методы совершения преступления, демонстрировать обнаженное тело, оправдывать внебрачные отношения и непочтительно отзываться о религии. А на то, что разрешалось, Кодекс накладывал четкие ограничения. Например, поцелуй на экране мог длиться максимум 3,5 секунды.
Однако режиссеры находили творческие решения и обходили запреты. Как именно – расскажем в материале.
ЛИХАЯ СЛАВА
“Лихая слава” рассказывает историю американских шпионов – их играют Ингрид Бергман, Керри Грант и Клод Рейнс, – чьи жизни по сюжету неразрывно связаны во время специальной операции.
Биограф Патрик Макгиллиган пишет об этом фильме так: “Хичкоку редко удавалось собрать актерский состав мечты в любом из своих фильмов 1940-х годов, и “Лихая слава” стала замечательным исключением”. В самом деле, в истории о контрабандном ввозе урана безупречно сыграла романтическая пара Гранта и Бергмана, которая обеспечила фильму кассовые сборы такой же силы, как и атомный взрыв.
Пуританский регламент потребовал от Хичкока находчивости: во время съемок фильма он решил не ломать романтическую сцену между главными героями и разбавил эпизод с поцелуем диалогом. Актеры целовались по три секунды и прерывались на обсуждение обыденных вещей, например будущего обеда из курицы. В результате сцена с поцелуем длилась более трех минут, но цензорам из Ассоциации производителей и прокатчиков фильмов придраться к картине не удалось.
Биограф Макгиллиган рассказывает, что актеры на самом деле очень переживали, не будет ли казаться сцена странной на экране. По словам Бергмана, идти, прижимаясь друг к другу носом, тогда как за спиной движется камера, было очень неудобно.
Однако критики утверждают, что запреты сыграли на руку и сделали сцену невероятно эротичной и ярче, чем изображение обычного длительного поцелуя.
Фильм получил признание аудитории и критиков, а в 2006-м его даже занесли в Национальный реестр фильмов как «культурно, исторически и эстетически значимый».
Цилиндр
“Цилиндр” обходит цензуру и показывает отношения через глубину привязанности между Дейлом и Джерри, которая выражается в музыке и танце.
Критики утверждают, что “типичный в своем нежелании обнаруживать полуодетые тела или стрессе сексуального желания, фильм втягивает зрителя в путешествие к запретному и завуалированно изображает секс как приключение”.
Обошел режиссер фильма и запрет на ругань. Например, цензура запрещала употреблять слово «damn», то есть «черт», поэтому вместо него употребляли слово «dam», то есть «лошадь». Получалось довольно специфично, однако не менее эмоционально и все равно понятно зрителю.
Фильм оценили и за его музыкальное сопровождение. Его номинировали на «Оскар» за лучший фильм, а также на «Художественную постановку», «Оригинальную песню» (Ирвинг Берлин за «Щека к щеке») и «Танцевальную постановку».
Как и “Лихую славу”, “Цилиндр” занесли в Национальный реестр фильмов США.
The Girl Can’t Help It
В Кодексе сказано и об обнаженности. Полностью раздеваться перед камерой было запрещено, как и «любые глупости или развратные сообщения о полной наготе персонажами». Запрещалось показывать даже силуэт обнаженного человеческого тела.
Однако постоянная демонстрация декольте Джейн Мэнсфилд в фильме «The Girl can’t Help It» , вероятно, была довольно деликатной и эротичной для аудитории. Некоторые зрители утверждают, что такие кадры гораздо ценнее, чем полная обнаженность.
Хотя сразу после выхода фильм не получил одобрения критиков, в 2006-м его все же номинировали в списке Лучших мюзиклов AFI.
НЕЗНАКОМЦЫ В ПОЕЗДЕ
В Кодексе есть и рекомендации, касающиеся изображения жестоких сцен: “жестокие убийства не должны описываться подробно”.
Однако такие запреты никогда не останавливали режиссера Альфреда Хичкока изображать жестокие убийства. В «Психо» (1960), например, он решил показать ножи среди проблесков обнаженной плоти жертвы, когда двойник Мэрион Крэйн (Джанет Ли) тщетно пытался защитить ее обнаженное тело от лезвия.
В картине «Незнакомцы в поезде» Хичкок использует другую, не менее остроумную технику, чтобы обойти указания Кодекса, которые запрещают изображать «жестокие убийства».
Крылья
Другой способ обойти ограничения Кодекса на использование ненормативной лексики и пошлости придумал режиссер Уильям Уэллман.
Кодекс запрещал “непристойность в словах, жестах, упоминаниях, песнях или предложениях”, которые, казалось бы, отвергают любое употребление запрещенных слов из списка Кодекса. Однако летчики-истребители в фильме «Крылья» обошли запрет, просто произнося ненормативную лексику, а не озвучивая ее. Зрителям было ясно, что ругань использовалась во время воздушных боев и после фильма комиссия Гейза ужесточила запрет на использование таких формулировок.
“Крылья” – также один из первых выпущенных фильмов, в которых показана обнаженность. Здесь можно увидеть мужчин без одежды, которые проходят медицинский осмотр в военкомате, через двери, которые постоянно открываются. На секунду зрители видят и грудь Боу, которая раскрываются во время сцены в Париже, когда к ней в комнату врывается военная полиция.
Интересно также, что в сцене, где Роджерс напивается, опьянение на экране было настоящим, потому что 22-летний актер никогда раньше не пробовал спиртных напитков и быстро опьянел от шампанского.
Крылья также имели один из самых ранних, возможно самых первых, экранных поцелуев двух мужчин. А в сцене в кафе – в длинном кадре режиссер показал пару лесбиянок.
ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
Еще в 1968 году режиссер Хришикеш Мукхерджи был настолько раздражен запретами, что решил просто сделать в фильме «Четырнадцать лет спустя» черный экран во время сцены, где два молодых любовника (которых играют Сумита Саньял и Санджив Кумар) тянутся друг к другу. Однако зрители несомненно, поняли, что в этот момент должен быть поцелуй губ в губы.
Режиссер откровенно сказал своей аудитории: «Мне не позволено вам это показывать, но я не буду использовать эвфемизмы для замены».
Кстати, фильм получил Национальную премию 1969 года за лучший полнометражный фильм на хинди.